ФГОС -2021 (НОО,ООО)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут действовать обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования
Для внедрения обновленных ФГОС в МАОУ СОШ № 29 создана рабочая группа по работе с ФГОС НОО и ФГОС ООО, а также разработаны и утверждены следующие документы: положение о рабочих группах, план мероприятий по обеспечению перехода на обновленные ФГОС, план-график перехода на обучения в соответствии с требованиями:
Аналитическая справка о готовности ОУ к введению ФГОС март 2021
Отчет о выполнении мероприятий дорожной карты от 29.11.2022 г
Справка по итогам анализа деятельности рабочей группы январь 2023
Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС-2021
Положение о рабочей группе по введению ФГОС -2021
Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО, ООО, СОО
План по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 уч.год
Протокол педагогического совета №3 от 11.10.2021
Протокол методического семинара №1 от 15.09.2021 года «Знания дальнего действия»
Протокол методического совета №4 от 13.01.2022
Протокол методического часа №11 от 28.12.2021 года «ФГОС -2021. Что нового?»
Протокол методического часа №13 от 15.02.2022 года
Протокол педагогического совета №1 от 25.08.2022
Приложение к педсовету №1 (Презентация для педагогов(ФГОС НОО и ООО)
Протокол методического часа №6 от 11.10.2022 года
Будущие первоклассники и пятиклассники начнут свое обучение 1 сентября 2022 года по программам начального и основного общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС.
Будущие второклассники, третьеклассники, и четвероклассники также переходят на обновлённый ФГОС НОО, так как Тюменская область является пилотным регионом по переводу всех классов начальной школы на обновлённые стандарты, начиная с 01 сентября 2022 года.
Презентация для родителей ФГОС НОО
Презентация для родителей ФГОС ООО
Основные изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО
Вариативность. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школа все больше должна ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый — в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй — школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ — школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Планируемые результаты. В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО — личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
Метапредметные и личностные результаты. Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями — базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями — общение, совместная деятельность;
— овладение универсальными учебными регулятивными действиями — самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых — каждое из УУД содержит критерии их сформированности.
Объем урочной и внеурочной деятельности. Изменили объем часов аудиторной нагрузки — уменьшили верхнюю границу. Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Ученики с ОВЗ. В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии.
Деление учеников на группы. Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.
Психолого-педагогические условия. В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов. Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию.