Внимание! Ребята, мы объявляем о начале конкурса закладок для книг под названием «Подарок книге». Сделайте закладки для книг своими руками. Итоги конкурса подведём 20 мая. А сейчас немного фактов из истории появления книжных закладок.
Первые книги стоили дорого, создавались на века, и предполагалось, что их нужно бережно хранить. Самым подходящим материалом для закладки, не повреждающим страницы книг, стала ткань. Именно поэтому так широко были распространены узкие и широкие шелковые ленты, полоски плотных гладких или узорчатых тканей, плетеные шнуры. Такие закладки до сих пор находят в изданиях XV-XVII веков.
В то же время создавался принципиально новый вид закладок – закладки-регистры, при помощи которых можно без труда многократно открывать книгу в нужном месте. Технология такова: к боковому краю выбранных листов крепились небольшие прямоугольные кусочки пергамента, кожи или плотной ткани в форме петли. Они выступали за края обреза и делили книжный блок на части, облегчая поиск необходимой страницы, тем более что средневековая книга была весьма массивной.
В XVII веке распространился тип закладок, состоящий из нескольких лент, прикрепленных к какому-либо предмету: пуговице, катушке, миниатюрной шляпке с драгоценными камнями на полях. Такими закладками можно заложить несколько страниц сразу.
В XVIII веке переплëтчики начали включать ленточку-закладку в конструкцию книги, прикрепляя её к корешку. Позже такие закладки назовут «ляссе» (от немецкого «Lesezeichen»- закладка). К подарочным изданиям и закладки готовились особенные.Закладки украшали гравировкой, литьëм, сочетали металл со слоновой костью, перламутром, дорогими породами дерева. Встречались закладки с забавными надписями: «Вот твоя страница» или «Я тут заснул».
Новую жизнь книжной закладке обеспечило развитие печатных техник. Дешевизна и красочность бумажных закладок сделали их очень популярными среди возрастающего числа читателей. Закладка с этого времени стала самостоятельным носителем информации. Их использовали для анонсирования книг, событий, для рекламы фирм и товаров, для пропагандистских акций и просветительских идей.