Медицинское обслуживание

 

Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль  состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи.

Медицинское обслуживание в школе осуществляют врач педиатр Земляницина Нина Владимировна и фельдшер МАОУ ОСОШ №1 из детской консультации ГБУЗ ТО «ОБ №16» — Поршевникова Светлана Владимировна.

Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).

График работы медицинского кабинета :с 8.00 до 16.00. обед с 12.00 до13.00.

Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.

Основным направлением работы являются профилактические осмотры школьников. Профилактические осмотры проводятся в соответствии с приказами № 60 от 14.03.1995 года и № 151 от 07.05.1998 года «О временных отраслевых стандартах обмена медицинской помощи» и № 154 от 05.09.1999 года «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

Основная цель профилактической и оздоровительной работы в школе заключаются с одной стороны, в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, с другой – в  определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья детей.

Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработники получают в результате углубленных медицинских осмотров детей. Углубленный медицинский осмотр проводится школьным врачом ежегодно.

                Профилактические осмотры декретированных  возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику. В ее составе: педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог, отоларинголог, хирург, гинеколог. 

                Все профилактические осмотры проводятся в три этапа:

I этап – доврачебное обследование;

II этап – педиатрический (проводит школьный врач);

III этап – специализированный (проводит бригада врачей – специалистов).

Доврачебное обследование:

антропометрия (измерение роста, массы тела и оценка физического развития); 

*       измерение артериального давления;

*       лабораторное обследование (анализы крови, мочи);

*       флюорографическое обследование (с 15 лет).

 Все дети, перед поступлением в школу, проходят диспансерное обследование в поликлинике. на каждого ученика заводится «Индивидуальная карта ребенка».В дальнейшем за состоянием здоровья детей наблюдают школьная медсестра и специалисты- врачи детской поликлиники. После летних каникул, все школьники подлежат медицинскому осмотру (острота зрения, слух, вес, рост). Выявлены при осмотре ослабленные дети с хроническими заболеваниями ставятся на учёт школьным фельдшером с последующим направлением к специалисту на лечение.

Повседневная работа фельдшера:

-контроль  за санитарным состоянием школы;

-соблюдение правил личной гигиены школьниками;

-оказание первой медицинской помощи детям;

-проведение санитарно — просветительной работы среди педагогов и школьников;

-контроль за работой школьной столовой.

 
В течение года бригадой врачей- специалистов на базе образовательного учреждения проводятся прививочная компания. Ежегодно в школе проводятся реакция Манту (проверка на туберкулез), прививки против гриппа.
 

КАКИЕ ПРИВИВКИ  ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКУ

 

В школьные годы прививок нужно сделать гораздо меньше, чем в первые два года жизни. Однако они не менее важны, поскольку социальная активность школьника намного выше, чем у грудного ребенка. Дети ходят не только в школу, но и в разные кружки и секции, ездят на общественном транспорте, и риск заражения намного возрастает.

 
Первый класс
 
В 6 лет проводится ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).

В 6-7 лет прививают от дифтерии и столбняка (вторая ревакцинация) вакциной АДСМ. Эта вакцина аналогична вакцине АКДС, но из нее исключен коклюшный компонент.

В 7 лет делают ревакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ. Предварительно (за три дня до прививки) проводят пробу Манту, чтобы убедиться, что ребенок не инфицирован микобактериями туберкулеза.

После 14 лет

 

Ревакцинируют третий раз от дифтерии и столбняка. Далее эта прививка будет проводиться каждые 10 лет. Также делается третья ревакцинация против полиомиелита живой вакциной. И после пробы Манту туберкулинотрицательным детям проводится ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ).

Девочкам после 14 лет нужно обязательно сделать прививку от краснухи, если они ей не болели ранее.

А также проводится вакцинация против гепатита В тем, кому она не была проведена ранее.

В 15-17 лет проводится иммунизация против кори, если прививка не была сделана раньше или о ней не сохранились данные.

 
О гриппе
 
Вакцинация против гриппа проводится каждый год по желанию родителей учеников. Обычно она делается осенью, когда возрастает число заболевших. Она не входит в календарь прививок. Но стоит отметить, что вакцина против гриппа снижает риск заражения и предотвращает развитие постинфекционных осложнений.

Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.

 Дополнительные осмотры учащихся на своевременное выявления заболевания опорно- двигательного аппарата, охрана зрения, офтальмологический осмотр.

Медсестра, совместно с учителями физической культуры, ежегодно составляет мониторинг состояния здоровья учащихся.

Специализированный осмотр проходят учащиеся декретированных  возрастов:

*       первоклассники в конце учебного года;

*       учащиеся в конце 4 – го года обучения при переходе к предметному обучению (5 класс);

*        учащиеся 7, 9, 10 и 11 классов.

Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития  школьников. Результаты углубленного  осмотра заносятся в листы здоровья в классных журналах, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты, рекомендации врача  для педагогов. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся.

Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту. Школа через медработников имеет тесную взаимосвязь с детской поликлиникой.

            Школьники, имеющие хронические заболевания подлежат диспансерному наблюдению, которое осуществляется участковыми педиатрами и специалистами поликлиники.

Состояние здоровья субъектов образовательного процесса   

       Профилактическая работа. В школе осуществляется:

     1.Контроль   соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.

     2.Контроль  питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.

     3.Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе. Учащиеся, относящиеся к III группе здоровья, занимаются физической культурой в специальной группе по особому расписанию.

     4.Мероприятия по профилактике острых заболеваний в осеннее — зимний период:

                   · специфическая профилактика учащихся — вакцинация против гриппа;

                    · санитарно-просветительская работа.

     5.Мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактике близорукости:

                    ·физкультурные паузы,

                    ·гимнастика для глаз,

                    ·уроки здоровья,

                    ·подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха учащихся,

                    ·уроки физической культуры с направленной тематикой.

  Санитарно-просветительская работа проводится согласно годовых и месячных планов. Выполнение фиксируется в специальном журнале. В школе проходят:

                     ·беседы в классах,

                     ·тематические лекции для учащихся по параллелям,

                     ·тематические лекции для родителей на собраниях,

                     ·врачебные выступления на педагогических советах,

                     ·наглядная агитация – плакаты, брошюры, сан бюллетени. 

 Вопросы  реформирования системы оздоровительной работы в школе и поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни учащихся  — наша основная задача.